Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Тормозная система, диски, шины, амортизаторы и т.д.

Модератор: *Evil*

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 08 дек 2010, 19:46

Делюсь идеей тайматтачного сетапа для Чайки.

Так как на Чайке много левых затяжных поворотов, то левую сторону можно опустить на пару сантиметров. Этим мы добъёмся на 0.1 - 0.2 g большую перегрузку в левых поворотах. Потеряем в правых, но правых меньше и они "короткие". Кто-то может спросить кольцевиков - делали они так? Если не делали, то почему? На квалу должно работать. Если кому-то это поможет - с вас пиво :12:

Это был вывод. Теперь теория. Допустим что у нас ровное шасси, без люфтов, с правильно настроенным развалом, амиками и т.п и распределением веса 60 на 40. Главное что шасси максимально исползует резину. Есть какой-то крен.

Всем известно, что чем больше нагружать покрышку - тем больше зацепа. Всё так, кроме одного - это зависимость нелинейная. Милая картинка показывает что вначале зацеп (ось Y) растёт быстрее чем наргузка на покрышку, но потом зацеп растёт очень медленно, хотя нагрузка на шину возрастает.
Oversteer scares passengers, understeer scares driver
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 08 дек 2010, 19:47

Как посчитать зацеп? Всё элементарно просто!
Пусть машина весит 3000 lbs. Значит в статике спереди по 900 на колесо и сзади по 600 на колесо. Теперь к каждому колесу применяем этот график и получаем максимально возможную силу зацепа для каждого колеса. Смотрим на красный график.


Передняя ось
1000 + 1000 итого 2000 зацепа на 1800 веса или 20001800 = 1.11g перегрузки.
Задняя ось
750 +750 итого 1500 зацепа на 1200 веса или 1.25g перегрузки.
вердикт - андерстир.

Это максимально возможные значения, если бы вес не гулял по сторонам. В реальности внутрення часть разгружается, а внешняя загружается. Меняется вес на каждом колесе и для каждого колеса считается новый зацеп с учётом графика.

Стабы напрямую влияют на распределение веса, а значит (с учётом графика наргрузки на колсео и грипа) мы можем подобрать такой конфиг, когда зацеп спереди и сзади будет одинаковый и мы получим нейтральную поворачиваемость!

На распределение веса напрямую влияет статическое распределение веса. Т.е. если в статике левую сторону сделать тяжелее (опустить), то в повороте можно добиться идеального распределения веса по сторонам (5050) а значит получим максимально возможный держак. Позже я отсканю несколько страниц из книжки с простешйими расчётами и отличными примерами.
Oversteer scares passengers, understeer scares driver
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 08 дек 2010, 19:47

и ещё одно продолжение скоро будет
Oversteer scares passengers, understeer scares driver
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение jsmith 08 дек 2010, 20:03

На овалах так делают - но там все поворачивают только в одну сторону.
Аватара пользователя
jsmith
Член клуба
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 18:22

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 09 дек 2010, 12:33

кстати ещё один очевидный вывод - активная подвеска!

Если одну сторону машины можно опустить и этим полностью убрать влияния центра тяжести и крен - то значит это нужно делать автоматически гидравликой или пневматикой. После этого стабы можно сдать в музей, поставить граждансике углы колёс и валить быстрее боевых! Почему такого нет в большом автоспорте для меня очень большая загадка. Держак во всех режимах должен быть знаительно круче, а кнопочка гравийтармакснег могла бы менять характеристики крена автоматически! В современных амиках с газовым подпором это можно делать стравливая или докачивая газ в амортизатор ... Всё уже придумали в этом мире, осталось добавить к амикам соленоидов, компрессор и комп...
Oversteer scares passengers, understeer scares driver
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение jsmith 09 дек 2010, 14:42

Аватара пользователя
jsmith
Член клуба
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 18:22

Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 20 дек 2010, 20:58

Изменение жесткости заднего стабилизатора изменит перераспределение веса на ОБЕИХ осях. На задней оси (по сравнению с исходными данными) внутреннее колесо потеряет больше веса/внешнее колесо прибавит больше веса. Переднее внутреннее колесо потеряет меньше нагрузки/внешнее прибавит меньше нагрузки. В итоге баланс управляемости сиестится в сторону избыточной.

Что делает более толстый задний стаб на эво
+ за счёт меньшего крена улучашет динамический развал и работу резины на задней оси
- разгружает внутреннее колесо
- ухудшает "механический" зацеп задней оси
+ уменьшает перераспределение веса на передней оси, а значит увеличивает зацеп на ней (по графику нагрузка на покрышку зацеп)

На ровном асфальте и нормальной резине приход от улучшения развала может быть +4 попугая. А уход от разгрузки колеса или ухудшения механического зацепа -1 попугай. Итого общий выигрышь в три попугая и ещё +1 один два попугая зацепа на передней оси.

Итого грамотно подобранный стаб улучшает зацеп на обеих осях.
Oversteer scares passengers, understeer scares driver
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение dom 08 фев 2011, 02:59

гм....а заводской стаб неграмотно подобранный?
В итоге баланс управляемости сместится в сторону избыточной

т.е. заменив только задний стаб на более жесткий получим авто, который:
1 - будет резче и менее прогнозируемо срываться в занос
2 - уменьшим предельную скорость, при которой машина будет проходить поворот вкатываем...
ИМХО есть менее "дорогие" в плане баланса способы улучшить и без того отличную управляемость иво
- выбрать люфты под нагрузкой (полиуретан)
- увеличить кастер
- понизить центр тяжести
- поставить более цепкую резину (при сохранении сток размера)
- уменьшить высоту бортика резины (для 9-ки перейти в размер 235-40-18)
- улучшить отработку неровностей, расширить диапазон регулировок углов, получить возможность регулировки жесткости, отбоя, сжатия, хода(уже небюджетно, но сердито - перейдся на боевую подвеску)
Аватара пользователя
dom
Член клуба
 
Сообщения: 1631
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 00:04
Откуда: Запорожье

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 09 фев 2011, 16:21

Грамотно, но на все случаи жизни. Для асфальта можно чуть жестче, а для снега и гравия мягче. Я выбрал варинат на лето жестче, а на зиму вообще без него :)

И второе ограничение - очень скоросные повороты (150+). На этих скоростях заводской андерстир на небольших скоростях переходят в нейтральную или небольшую избыточную поворачиваемость, а это уже опасно, особенно если рулить неправильно.


гм....а заводской стаб неграмотно подобранный?
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение jsmith 09 фев 2011, 19:48

bob_tm писал(а):... И второе ограничение - очень скоросные повороты (150+)...


При такой скорости в повороте (если на пределе) есть прямой смысл подумать о лутшей подвеске.

Незнаю как там у вас но у меня на такой скорости перестает нормально работать подвеска - на кажущейся более-менее ровной (при 90 км/час) дороге колеса какое-то время начинают проводить в воздухе, и это уже неприятно.
Аватара пользователя
jsmith
Член клуба
 
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 18:22

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение dom 10 фев 2011, 01:35

bob_tm писал(а):Грамотно, но на все случаи жизни. Для асфальта можно чуть жестче, а для снега и гравия мягче. Я выбрал варинат на лето жестче, а на зиму вообще без него :)

И второе ограничение - очень скоросные повороты (150+). На этих скоростях заводской андерстир на небольших скоростях переходят в нейтральную или небольшую избыточную поворачиваемость, а это уже опасно, особенно если рулить неправильно.

Подожди, как-то 1 и 2 не могу сложить...с одной стороный в п1 - на лето задний стаб жоще (!) - т.е. из недостаточной поворачиваемости переводим авто в избыточную(?) c другой стороны п2 - "избыточная поворачиваемость на больших скоростях" - мы к ней добавляем для лета еще и п1???

Вообще не знаю...для себя решил что сначала буду тюнить себя, а потом (возможно!, но не факт) подстраивать авто под себя...
Аватара пользователя
dom
Член клуба
 
Сообщения: 1631
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 00:04
Откуда: Запорожье

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение dimacoupe 10 фев 2011, 02:04

если сцепление колес с покрытием начинается теряться - пора менять страну :D

к машинам с завода есть определенные требования и на них МОГУТ и скорее всего изначально БУДУТ ездить неподготовленные драйверы.

тюнячный же стаб(в данном случае речь шла о более толстом) дает больше плюсов для тех, кто уже хоть немножко понял машину и знает, что с ней делать в случае чего... на асфальте

правильно?

потом... ЕС мастер-кит стоит +/- так же, сколько стоит задний стаб.

перрин позитив стиринг респонс стоит дороже заднего стаба

понизить центр тяжести - это заниженные пружины? тоже стоят +/- как задний стаб

резина стоит дороже заднего стаба.

дальше говорить не буду.

но, мне не совсем понятно, а увеличение кастора или полиуретан неужели могут заменить поведение машины с более толстым стабом?

все меры названы тобой полезны, но они не заменямемы и действуют на разные части подвески. просто стаб - лучшее вложение в планы траты денег на единицу пользы. ни полиуретан, ни увеличение кастора, ни заниженные пружины тебе не дадут такого резалта. на асфальте, ессно.

идеальный вариант - комплекс из всего названного тобой.
Аватара пользователя
dimacoupe
Член клуба
 
Сообщения: 754
Зарегистрирован: 11 ноя 2009, 20:53

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 10 фев 2011, 11:04

Подожди, как-то 1 и 2 не могу сложить...с одной стороный в п1 - на лето задний стаб жоще (!) - т.е. из недостаточной поворачиваемости переводим авто в избыточную(?) c другой стороны п2 - "избыточная поворачиваемость на больших скоростях" - мы к ней добавляем для лета еще и п1???

С правильным толстым стабом мы остаёмся в пределах недостаточной поворачиваемости, просто её меньше. Ну а так да. Так вполне может быть и это нужно обязательно учитывать и проверять. Для исправления этого служит заднее антикрыло. У меня нет возмождности вкатываться на пределе в 150+, так разовые проявления (без стокового крыла). Хотя вполне может что подвеска уже и не так хорошо работала на такой скорости.
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение dom 12 фев 2011, 02:07

dimacoupe писал(а):все меры названы тобой полезны, но они не заменямемы и действуют на разные части подвески. просто стаб - лучшее вложение в планы траты денег на единицу пользы. ни полиуретан, ни увеличение кастора, ни заниженные пружины тебе не дадут такого резалта. на асфальте, ессно.

идеальный вариант - комплекс из всего названного тобой.

Дим - на самом деле это все одно большое ИМХО - и одной правды и одного мнения нет...самое забавное что НЕ_ФАКТ что эвик с "комплексом" привезет что-то эвику без него, и привезет ли вообще? Можно разобрать по пунктам хорошо/плохо
1 - понижение центра тяжести - трек-хорошо, грунт-плохо (и дороги с колеями тоже)
2 - игра ТОЛЬКО задним стабом - ни хорошо ни плохо - просто меняем хар-р машины в повороте, для кого-то хорошо, для кого-то плохо
3 - уменьшаем "подвижность" элементов подвески установкой полиуретана - управляемость хорошо, комфорт - плохо
4 - настройки углов (как продолжных так и поперечных) - это скорее настройка под конкретную трассу так где-то плохо-где-то хорошо...
5 - жесткость пружин - тожесамое - жеще - лучше на асфальте, но меньше комфорта и хуже на грунте...
Вывод общий - прежде чем что-то улучшить, нужно понять зачем это нужно, и нужно ли именно себе...
Аватара пользователя
dom
Член клуба
 
Сообщения: 1631
Зарегистрирован: 02 дек 2008, 00:04
Откуда: Запорожье

Re: Почему машина едет в повороте. Откуда берётся баланс.

Сообщение bob_tm 12 фев 2011, 13:20

То как стабы влияют на управляемость - на самом деле сильно неважно на данном этапе :)))) Главное понять как и за счёт чего они вообще влияют на управляемость. Если чётко следовать теории, то стабы меняют перераспределеиние веса и на управляеость влияет именно перераспределение веса. Только понимая что происходит с подвеской (даже сильно упрощённо) можно ставить эксперименты и пытатся менять характеристики машины в разных частях поворота.

Вывод общий - прежде чем что-то улучшить, нужно понять зачем это нужно, и нужно ли именно себе...

А как понять - не попробовав? И где гарантия, что даже если кто-то даст совет, то он прав? Раллисты едут на двух фиксированных омологированных размерах. Ялту на грунтовой подвеске - о чём их дальше можно спрашивать? :)))

А куда полиуретан запихиваете? Там ведь и так всё на ШС? Я видел один передний вайтлайновский сайленблок - так стоковый в сто раз лучше.
Аватара пользователя
bob_tm
Член клуба
 
Сообщения: 1653
Зарегистрирован: 04 мар 2009, 20:54
Откуда: Киев

След.

Вернуться в Ходовая Часть,Подвеска

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4

cron